История АО «ОДК-СТАР»
Предприятие создавалось как дублер московского завода № 33 (основан в 1922 году), единственного тогда в СССР предприятия по выпуску авиационных карбюраторов.
По первому проекту 1937 года завод № 33бис должен был выпускать карбюраторы и некоторые другие изделия для моторов завода № 19. В связи с территориальной и технологической близостью заводов в 1937-38 году строительство завода № 33бис курировал УКС завода № 19.
В 1939 году строительство передано созданному тресту № 12, в апреле 1939 года назначен первый директор завода № 33бис – А. Р. Горлин, перед этим — начальник кузнечного цеха завода № 19.
В октябре 1939 года завод № 33бис получил № 339 (для исключения путаницы с московским заводом № 33).
В 1940 году началось освоение и серийный выпуск карбюраторов АК-25-4ДФ для авиамоторов М-25. В дальнейшем выпускались различные модификации этого карбюратора, модель АК-62ИРА производилась до 2000-х годов (для двигателей АШ-62ИРА самолетов Ан-2).
В начале 1941 года на заводе приступили к освоению карбюратора К-105 для массового авиамотора жидкостного охлаждения М-105.
После начала Великой Отечественной войны на площадку завода № 339 был эвакуирован московский завод № 33 с большим коллективом и станочным парком. Объединенный завод получил № 33, директором стал А. Г. Солдатов, возглавлявший московский завод № 33. В Перми стали выпускать всю номенклатуру карбюраторов для авиационных моторов, включая новую разработку – АК-82БП для моторов М-82.
За годы войны завод № 33 выпустил свыше 1 млн. карбюраторов – то есть делал их по тысяче изделий в сутки. В 1942-43 гг. было внедрено конвейерное и поточное производство карбюраторов. Кроме того, завод выпускал агрегаты шасси самолетов.
В 1943 году на базе завода создан филиал ОКБ-315 (главный конструктор Коротков А.Ф.).
За вклад в Победу 16 сентября 1945 гола завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
С 1946 года на заводе началось освоение высотного карбюратора ВК-4 для моторов АШ-73ТК.
В октябре 1947 года заводу № 33 было присвоено имя М. И. Калинина.
В 1948 году был освоен выпуск первых изделий (автоматов регулирования топлива) для реактивных двигателей РД-45 и ВК-1. А с 1954 года начался серийный выпуск агрегатов топливной аппаратуры для двигателей АМ-3 / РД-3М, предназначавшихся для первого реактивного авиалайнера Ту-104. В этот период (1949-56) заводом руководил Б.Я. Соснин, пришедший с завода № 19.
С 1957 года ОКБ получает статус самостоятельного (ПАКБ – Пермское агрегатное КБ), главный конструктор А. Ф. Полянский.
В 1958 году предприятие одним из первых в СССР было переведено на пятидневную рабочую неделю.
В 1958-59 гг. было освоено серийное производство систем топливопитания для двигателей Д-20П и Д-25В конструкции П. А. Соловьева. В 1959-62 гг. завод приступил к выпуску агрегатов топливопитания для военных двигателей АЛ-7 и Р11-300.
С 1956 года развивается производство агрегатов для ракетной техники (т.н. производство «Б»), в основном для ЖРД, выпускавшихся на пермском моторостроительном заводе.
В 1965 году завод приступил к выпуску «системы 40» (для двигателя ТВ2-117), в 1966 году – «системы 30» (для двигателя Д-30).
С 1966 года начато серийное производство лодочного мотора «Прибой», разработанного в МКБ П. А. Соловьева.
В декабре 1966 года директором карбюраторного завода имени Калинина стал А. К. Горшков, который руководил предприятием 22 года. За это время предприятие значительно преобразилось в технологическом отношении, была создана значительная социальная инфраструктура. В 1967 году на заводе одним из первых в регионе открылся свой ИВЦ.
В 1970 году на заводе появились первые станки ПУ. Массово выпускались карбюраторы КМП-100 для бензопил типа «Урал». В 1970 году на заводе была освоена «система 144» для революционного сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. С 1971 года начался серийный выпуск принципиально новой и сложной «системы 53» для управления топливопитанием двигателей АЛ-21Ф3 (ставился на боевые самолеты Су-24, Су-17, МиГ-23Б).
В 1975 году создан филиал – Губахинский машиностроительный завод. В 1979 году он стал частью Пермского агрегатного производственного объединения (ПАПО) имени Калинина.
В том же 1975 году на предприятии был начат массовый выпуск востребованного товара народного потребления – цельнометаллического термоса.
В ноябре 1976 года был открыт музей трудовой славы предприятия.
С 1977 года на ПАПО осваивается система автоматического управления 3048 для революционного двухконтурного боевого двигателя Д-30Ф6. Впервые в мировой практике был применен созданный в ПАКБ электронный регулятор РЭД-3048.
Для электронного производства был построен отдельный производственный комплекс на ул. Яблочкова (первый в советской авиационной промышленности).
Кроме авиационной тематики в 1970-80-е на ПАПО разрабатывалась и выпускалась система топливопитания для газотурбинного двигателя танка Т-80, до сих пор состоящего на вооружении Российской армии.
В 1980 году, параллельно с выпуском агрегатов для топливопитания, было освоен выпуск нового для профиля завода изделия массового спроса – электропилы «Парма». В 2000-м году была выпущена 1 000 000-я электропила.
В 1982 году на ПАПО началось освоение «системы 31» для двигателей истребителей нового поколения семейства Су-27.
С 1988 по 2006 годы предприятие возглавлял Ю. А. Антонов (в 1982-88 он был директором ПАКБ).
Под его руководством была создан и освоен в серийном производстве первый отечественный цифровой электронный регулятор РЭД-90 с «полной ответственностью» (FADEC), входящий в состав «системы 90» для двигателя ПС-90А.
В 1989 году был зарегистрирован товарный знак «Инкар» для товаров народного потребления.
В 1992 году при акционировании предприятия оно получило название АООТ «Инкар».
В том же году на «Инкаре» приступили к освоению автомобильной аппаратуры на газовом топливе – САГА. В 1993 году была создана система топливопитания на природном газе для ГТУ-2,5 и ГТУ-4 производства ОАО «Пермские моторы».
Был освоен серийный выпуск гидротолкателей ГТ-35 для автомобильных моторов по технологии завода. В 2008 году ежегодный выпуск гидротолкателей достиг 7 млн. штук!
В 1995 году было акционировано ПАКБ, которое стало называться АООТ «СТАР» (сокращение от «системы топливопитания и автоматического регулирования»).
В конце 1990-х года на «Инкаре» стала выпускаться номенклатура аварийно-спасательного гидравлического инструмента с гидравлическим приводом по заказу МЧС России.
В 2008 году генеральным директором ПАО «Инкар» стал С. В. Попов (первый раз). В это время предприятие приступило к освоению агрегатов «системы 117» для боевых самолетов 5-го поколения и агрегатов НР-3ВМ/ВМА для вертолетных двигателей ТВ3-117 / ВК-2500.
С 2009 года начались работы по системам автоматического управления для двигателя ПД-14.
В 2011 году произошло объединение ОАО «Инкар» и ОАО «СТАР» в одно предприятие – АО «СТАР» под руководством Ю. П. Дудкина (главного конструктора ОАО «СТАР»). В 2012-13 годах предприятие вновь возглавлял С. В. Попов. В 2013-2020 – С. В. Остапенко, а с декабря 2020 – С. В. Попов.
В настоящее время АО «СТАР» выпускает широкую номенклатуру аппаратуры топливопитания и автоматического регулирования газотурбинных двигателей авиационного, наземного и морского применения, агрегаты для ракетной техники, изделия для автомобильной промышленности. В освоении – системы для российских перспективных авиадвигателей ПД-14. ПД-8 и ПД-35.
