Перейти к содержимому

В этом разделе вы узнаете о создателях авиационной и космической техники: директорах АО «ОДК-Пермские моторы», АО «ОДК-Авиадвигатель», АО «Редуктор-ПМ», АО «Протон-ПМ», АО «ОДК-СТАР», Героях Социалистического Труда, Героях Советского Союза, полных кавалерах ордена Славы.

Квашнин Константин Сергеевич

Квашнин Константин СергеевичКонстантин Сергеевич Квашнин родился 1 января 1914 года на хуторе Ново-Куманкеево в Башкирии. Трудовую деятельность начал на мукомольном заводе еще подростком, едва окончив начальную школу, так как необходимо было помогать семье. По комсомольской путевке Константина направляют на строительство электростанции, затем, работая на МТС, получил профессию токаря. Отслужив в рядах РККА с 1933 по 1936 год, в 1938 году приезжает в Пермь, устраивается на завод имени Сталина. Именно здесь в грозные годы Великой Отечественной войны с особой силой проявился его характер – волевой и настойчивый, и уже накопленное мастерство. По 18-20 часов в сутки он не отходил от станка, сдавая для фронта, для Победы безупречно сделанные детали. Работая станочником, а затем сменным мастером в цехе 35, К.С. Квашнин был отмечен медалью «За доблестный труд» и даже… «0,5 литра водки за выполнение фронтового задания в 1944 году», как записано в личной карточке, хранящейся в отделе кадров. Судить о том, как в годы войны трудился Константин Сергеевич, можно и по документу, датированному 15 августа 1945 года, — это заявление с просьбой предоставить ему отпуск, так как за весь военный период он не имел возможности отдохнуть.

В 1957 году коммуниста К.С. Квашнина направляют на руководящую работу, но когда на заводе создается специальное ракетное производство и цеху 2 потребовались квалифицированные токари, он, не раздумывая, возвращается к станку. И вновь, несмотря на высокую сложность и новизну деталей, дает выработку 140-150 процентов.

Константин Сергеевич выполнял одну из самых сложных операций – окончательную токарную обработку ротора турбины двигателя первой ступени РД-214, строго выдерживал все технологические требования, что удавалось не каждому.

Что отличало К.С. Квашнина от других станочников? Деловитость, спокойный и размеренный ритм в работе. Со стороны казалось, что работает он уж слишком медленно, но на самом деле, если повнимательнее присмотреться, то очень быстро. Производственный процесс у Константина Сергеевича был четко рассчитан, ни одного лишнего движения. У него был свой почерк – почерк мастера, в совершенстве знающего токарное дело.

— У Константина Сергеевича многие учились, — вспоминает начальник цеха 2 в начале 60-х годов И.Л. Гельштейн, — но достичь его вершин мастерства, к сожалению, так никто и не сумел.

В 1961 году за выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной техники и обеспечение успешного полета советского человека в космическое пространство К.С. Квашнину было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Константин Сергеевич став известным человеком, по-прежнему оставался скромным, ответственным и добросовестным работником, для которого на первом месте всегда было дело. Квашнина довольно часто приглашали на различные совещания и торжественные мероприятия, но, если была необходимость, он возвращался к станку и работал порой по 10-12 часов, пока не справлялся с намеченным. Не было ни одного случая, чтобы по вине Константина Сергеевича цех задержал изготовление ротора. Он, как и подобает Герою, держал слово, был примером во всем для других.

Память о К.С. Квашнине, вписавшем славную страницу в историю освоения нашей страной космоса, живет в коллективе, на глазах которого рождалась эта легенда.

Токарь цеха № 2 завода им. Я.М. Свердлова Герой Социалистического Труда