Перейти к содержимому

В этом разделе вы узнаете о создателях авиационной и космической техники: директорах АО «ОДК-Пермские моторы», АО «ОДК-Авиадвигатель», АО «Редуктор-ПМ», АО «Протон-ПМ», АО «ОДК-СТАР», Героях Социалистического Труда, Героях Советского Союза, полных кавалерах ордена Славы.

Субботин Михаил Иванович

Субботин Михаил ИвановичРодился 25 (27) октября 1911 г. в г. Перми, в семье служащего. В 1927 г. окончил семилетку, поступил в Пермский железнодорожный техникум, который окончил в 1930 г., затем учился в Уральском политехническом институте (август 1934 – январь 1940 г.).

Трудовую деятельность начал в 1930 г.

С марта 1930 г. по май 1932 г. Субботин М.И. работал помощником машиниста паровоза депо станции Пермь-2;

С мая 1932 г. по декабрь 1933 г. был машинистом паровоза станции Пермь-2; в декабре 1933 г. был назначен мастером депо станции Пермь-2, работал до августа 1934 г.

По окончании УПИ, в 1940 г. был распределен на завод им. И.В. Сталина, где начал работать мастером  и старшим мастером (с января 1940 г. по октябрь 1942 г.).

Затем, в декабре 1942 г. Субботин М.И. работал начальником участка, заместителем начальника цеха, и начальником цеха  (с декабря 1943 г. по май 1947 г.)

В мае 1947 г. Михаил Иванович назначается заместителем директора завода, в этой должности он работает до декабря 1949 г.

С декабря 1949 г. по январь 1956 г. он назначается директором завода п/я 20 (Рыбинский завод), затем директором завода им. Свердлова (январь 1956 г. – 1973 г.)

Под руководством М.И. Субботина коллектив пермских моторостроителей освоил производство авиационных реактивных двигателей 2 и 3 поколения: АМ-3, РД-3М, АИ-20 1-4 серий, Д-20П, Д-30 для самолетов Ту-104, Ил-18, Ту-124, Ту-134, редукторов и двигателей для самых мощных вертолетов Ми-6, Ми-10 и для самых массовых вертолетов Ми-8. А также Д-30К, с помощью которого осуществлялось 60% полетов самолетов «Аэрофлота». Велики заслуги М.И. Субботина и в организации производства  жидкостных ракетных двигателей.  Создававшиеся в Перми 8Д59, 8Д59У, 11Д43, 11Д43П, 15Д1, 15Д2, обеспечили создание ракетного щита СССР, выводили на орбиту с помощью РН «Протон» орбитальные станции: «Салют», «Мир», спутники связи и др. В 50-60-е годы ХХ века Субботиным было создано мощное, уникальное редукторное производство, выпускавшее самые мощные в мире редукторы и двигатели для вертолетов: Р-7, Д-25В, Р-6, ВР-1, ТВ-2-117, ТВ-2-117А, ВР-8, Р-12, Д-25ВФ.

В годы руководства заводом М.И. Субботина его производственные площади выросли вдвое, коллектив рабочих и специалистов втрое. Помимо большого промышленного строительства в эти годы в больших объемах велось возведение жилья (микрорайоны Октябрьский, Юбилейный, Зеленое хозяйство), строились спортивные, лечебные и образовательные учреждения.

4 февраля 1978 г. М.И. Субботин умер после продолжительной болезни.

Награжден: Золотой Звездой Героя Социалистического Труда (1966 г.), Орденами Ленина (1957, 1966 гг.), Орденом Октябрьской революции (1971 г.), Орденами Красного Знамени (1949, 1961 гг.), Орденом Красной Звезды (1945 г.), медалями.

М.И. Субботин – лауреат Государственной премии СССР (4.11.72 г.).

Субботин М.И. – депутат Верховного Совета РСФСР, член Свердловского РККПСС, Пермского Горкома КПСС и Обкома КПСС.

В память о выдающемся организаторе производства авиационной и космической техники, на здании, где жил М.И. Субботин, установлена мемориальная доска.

Директор завода им. Я.М. Свердлова (1956-1973) Герой Социалистического Труда